Музей Марка Шагала
Беларускi english deutsch francais русский

Эммануил Иоффе. Евреи Витебска в 1880-х - 1920-х годах



Эммануил Иоффе. Евреи Витебска в 1880-х - 1920-х годах

 

К сожалению, до настоящего времени невозможно со стопроцентной точностью ответить на вопрос: «Когда и откуда переселились евреи в Витебск?» Есть сведения, что евреи появились в Витебске в первой четверти XVI века (1). В то же время утверждается, что первые сведения о евреях Витебска относятся к 1551 г., когда евреи были освобождены от так называемой «серебщизны» (2). Удивительно, что в раскладке чрезвычайной подати на еврейские «зборы» в Великом Княжестве Литовском за 1563 г. Витебск отсутствует.

Известный белорусский этнограф, фольклорист и археолог Евдоким Романов в своей работе «Очерк Витебской губернии» писал: «Евреи начали появляться в Витебской губернии в половине XVI в.» (3).

В 1882 г. в Витебске проживало 26 752 мужчин и 21 918 женщин, в том числе 12 297 евреев и 12 074 евреек (4).

В «Историческом и статистическом очерке Витебской губернии», написанном в 1884-1885 гг., отмечается: «Евреи, хотя и встречаются в нашей губернии в начале XVII в., но число их до самого конца XVIII в. было весьма незначительно; в 1765 г. во всем Витебском воеводстве их насчитывалось около 2 тысяч м[ужского] и ж[енского] пола, в настоящее время (на 1 января 1884 г.) число их в Витебской губернии возросло до 144 005 чел. Они успели захватить в свои руки всю торговлю и промышленность губернии, поэтому естественно, что они наиболее скоплены по городам и тем поселениям, где развита та или другая отрасль торговли или промышленности <...> Большинство ремесленников также евреи» (5).

Через 20 лет то же издание констатировало: «Ни о числе жителей, ни о числе домов в нем (городе Витебске - Э.И.) никаких сведений до половины XVII в. В 1784 г. жителей всего было 8 450, из них евреев 1 759, или 36,5%; через сто лет, в 1881 г., жителей было 48 206, в том числе евреев 24 171, или 50,1%; в настоящее время (к 1 января 1904 г.) жителей обоего пола 81 122, из них белорусов 29%, великорусов 12%, малорусов 2%, поляков 5%, латышей и литовцев 1%, немцев 1%, евреев 50% <...> В 1882 г. общее число домов 3 362, из них еврейских 1 812, или 53,8% <...>, всех каменных домов в этом году было 334, из них принадлежало христианам только 93, или 27,8%, а евреям 241 или 72,2%. В настоящее время центральная часть Витебска находится почти исключительно в руках евреев» (6).

В 1885 г. в Витебске жило 29 317 мужчин и 25 359 женщин, в том числе 14 911 евреев и 13 394 еврейки (7).

По переписи 1897 г., в Витебске было 65 719 жителей, из которых евреи составляли 34 420 человек (16 351 мужчина и 18 069 женщин). У евреев на сто женщин приходилось лишь 90,49 мужчин, у неевреев - 118,79 мужчин. Процентное соотношение жителей Витебска по вероисповеданиям было таково: иудеи - 52,4%, православные - 38,6%, католики - 7%, протестанты - 2%. По национальному составу население распределялось следующим образом: евреи - 52,4%, русские и белорусы - 39,9%, поляки - 5%, немцы - 1,4%, прочие национальности - 1,3% (8).

Еще в 1898 г. белорусский этнограф Е.Романов отмечал, что «занятия евреев носят характер коммерческий, отчасти ремесленный» (9).

Главными занятиями евреев - жителей Витебска - были ремесла и торговля. Евреи-ремесленники составляли свыше 80% всех ремесленников и более одной трети всего еврейского населения города. Среднее количество работников еврейской мастерской составляло три человека. Из каждых ста человек, занятых ремеслом, мастеров было 34, подмастерьев - 36 и учеников - 30 (10). Половина мастеров совсем не имела подмастерьев и учеников и работала в одиночку. Торговля давала заработок более чем одной трети евреев Витебска. Более 2,5 тысяч евреев жили за счет службы. В этой категории особенно много было женщин (прислуга, приказчицы). Свыше 12 тысяч человек, т.е. более одной трети еврейского населения, жили самостоятельно.

Евреи были владельцами большинства промышленных и торговых предприятий Витебска. Наибольшим влиянием пользовались владелец кожевенного завода купец Эльяш Гиршевич Грилихес и владелец пивоваренного завода купец Адольф Григорьевич Левинсон, которые входили в состав Витебского губернского по фабричным и горнозаводским делам присутствия, будучи его членами от фабрикантов и заводчиков. Членом этого присутствия был также директор Витебского электрического трамвая Григорий Самуйлович Чернявский (11).

Накануне Первой мировой войны управляющим пароходного товарищества «Гиндин и Рахмилевич» являлся Залман Беркович Струнский. Добрая слава шла о типографиях Нохима-Ицки Лейбмана, Раси Айзиковны Ковнер, типографии «Труд» Хаима Мовшевича Рабчик-Рабкина, типо-литографиях Пинхуса Абрамовича Подземского, Меера Моисеевича Неймана, Экли Мееровны Офин.

В конце XIX - начале XX веков в Витебске успешно вели свои дела банкирские конторы рославльского купца Мовши-Лейбы Абрамовича Гинзбурга, смоленского 1-й гильдии купца Израиля Вульфовича Вишняка и банкирская контора под фирмой «Соловей и сын», принадлежавшая рославльскому купцу 1-й гильдии Симону Шмерковичу Соловью и его сыну Кусиелю (12).

Управляющим Витебским отделением Московского международного торгового банка в 1908 г. был Давид Абрамович Финкельштейн, а членом правления этого банка - Борис Данилович Трайнин. Эти же должности они занимали потом в Витебском отделении Соединенного банка. Через пять лет управляющим этим отделением стал купец Григорий Моисеевич Бандлер, а его заместителем - мещанин Виктор Мордкович Дликман. Яков Львович Аронсон сначала был управляющим Витебского отделения Азиатского банка, а в 1913-1914 гг. вместе с Яковом Абрамовичем Шифом занимал должность директора этого банка. Товарищем председателя Витебской биржи был Макс Михелевич Тубин, секретарем - Яков Маркович Окунь, казначеем - Я.Л.Аронсон (13).

В 1909-1910 гг. евреи принимали активное участие в развитии сети страхования в Витебске, в деятельности филиалов различных страховых обществ. Так, главным агентом страхования «Русский Ллойд» был Борис Яковлевич Меерович, агентом Северного страхового общества - Самуил Ельевич Баркан, общества «Якорь» - Нахман Лейбович Закгейм. Самуил Соломонович Керлин занимал должность главного агента Русского и Московского страхового общества. Агентами Санкт-Петербургского страхового общества являлись Вульф Носонович Вольфсон и Израиль Вульфович Вишняк, 2-го Российского страхового общества - Хаим Абрамович Малкин, Гирша Янкелевич Меерович и Исаак Моисеевич Фридман. Вениамин Израилевич Мазис и Хаим Меерович Фрадкин представляли в Витебске Варшавское страховое общество; Янкель Сендерович Бабун и Лейба Иоселевич Паль - общество «Россия»; А.И.Тихомиров, Моисей Абрамович Берсон, Мовша Абрамович Айзенштадт - страховое общество «Саламандра»; Израиль Иосифович Шульгейфер - Российское общество страхования жизни, капиталов и доходов, Давид Абрамович Финкельштейн - Российское транспортное общество (14).

В конце XIX - начале XX веков евреи Витебска принимали определенное участие в городском самоуправлении.

В 1885-1886 гг. гласными Витебской городской думы по 1-му разряду было избрано семь евреев (из 22 человек). Это были купцы Мовша Симонович Безсмертный, Лейба Залманович Гуревич, Вульф Шмелькович Каган, Пинхус Хаимович Каганов, Герцик Шмуйлович Равич и Гирша Борухович Хайкин. Шесть витебских евреев стали гласными этой думы по 2-му разряду (из 22 гласных): купцы Янкель Ааронович Добрин, Ной Симонович Рой, Елья Гиршевич Перельштейн, Гирша Цалкович Шейнин, Лейба Абрамович Элинзон и мещанин Аарон Беркович Фогельсон. Среди гласных городской думы Витебска по 3-му разряду было девять евреев: купцы Мендель Гиршевич Роминсон, Израиль Шмуйлович Безсмертный, Герман Моисеевич Блюмберг, Берка Моисеевич Быховский, Залман Юдович Керлин, Абель Беркович Шнеерсон, Гирша Ариевич Яхнин и мещане Руман Меерович Лядов и Лейба Меерович Юхнин.

Одним из двух членов мещанской управы Витебска от еврейского общества в конце XIX века был Арон Беркович Фогельсон.

В 1886-1887 гг. в списке выборных присяжных Витебского мещанского общества мы находим Л.Р.Гуревича, З.И.Волчека, Л.З.Либуркина, И.А.Меерзона, А.Ш.Кобыльницкого, А.М.Кобрина, Ш.Н.Левинтова, Я.Ш.Либермана, Р.М.Лядова, А.В.Фогельсона, Ф.Ш.Шмерлинга, М.М.Тулуевского, Л.Х.Ходакова, С.З.Шиферсона, М.Г.Шалыта, Х.А.Шермана, И.В.Мунькина, М.Г.Шубика (15).

В это же время из шести членов Витебской городской управы двое были евреями - купец Пинхус Хаимович Каганов и мещанин Берка Иоселевич Фрадкин.

Членами Витебской городской санитарной комиссии в середине 1880-х годов являлись купцы М.С.Безсмертный, Л.З.Гуревич, А.М.Гинзбург, Г.М.Блюмберг, Г.Ш.Шейнин. Из пяти членов оценочной комиссии двое были евреями: купец Б.М.Быховский и мещанин А.Б.Фогельсон. В состав хозяйственной комиссии входило двенадцать человек, в том числе шесть евреев: Л.З.Гуревич, Г.Ш.Равич, В.Ш.Каган, А.Б.Шнеерсон, Г.М.Блюмберг и Г.Ц.Шейнин. В 1889 г. в состав хозяйственной комиссии были избраны М.Фабристов, А.Добрин, Е.Перльштейн, Г.Равич, Б.Гершман и И.Добрин (16).

В 1888-1889 гг. гласными городской думы по 1-му разряду являлись шесть евреев (из 23 человек), по 2-му разряду - восемь евреев (из 24 человек), по 3-му разряду - семь евреев (из 24 человек). Из «Памятной книжки Витебской губернии на 1890 год» видно, что из 71 гласного Витебской городской думы 23 были евреями.

В 1908-1909 гг. членом мещанской управы являлся Ш.А.Файвинов, а через три года - Г.Б.Яхнин. Присяжными поверенными были Я.Г.Юдин и Е.Н.Цейтлин, а частными поверенными - С.В.Лихт, А.В.Либерман, М.И.Мирлин, И.Л.Смушкович и Х.Б.Якерберг.

В 1911 г. в Киеве по ложному обвинению в ритуальном убийстве был арестован приказчик Менахем Мендель Бейлис. В Российской империи развернулась антисемитская истерия. Это сказалось на результатах выборов в Витебскую городскую думу. В ее состав на четыре года (1911-1915) было избрано 53 гласных. Из них только двое были евреями: статский советник, член городского по налогу присутствия, член санитарной комиссии, врач Лазарь Иосифович Иссерсон (был гласным городской думы в 1898-1906 гг.) и купец, потомственный почетный гражданин, член городского по квартирному налогу присутствия, член учетно-ссудного комитета городского банка Меер Мовшевич Нейман (17).

В начале ХХ века витебскими евреями были установлены посты, а затем отмечался праздник в память освобождения из Петербургской крепости известного главы белорусских хасидов Залмана Шнеерсона, о котором сохранилось много легенд.

В XIX веке в Витебске развивается движение Ховевей Цион, а позднее также социалистическое движение. Витебск был одним из первых центров Бунда. В 1897-1921 гг. существовала организация Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше, России, которую возглавлял Витебский социал-демократический комитет Бунда. Во время Октябрьской политической стачки 1905 г. из представителей комитета Бунда и группы РСДРП был создан Витебский коалиционный комитет, который руководил революционным движением в городе в октябре-декабре 1905 г. Летом 1907 г. комитет Бунда был разгромлен, а осенью 1908 г. восстановлен. В ноябре 1909 г. под контролем этого комитета действовали четыре кружка ремесленников (по 15-18 человек), создан профсоюз портных, который организовал пять экономических стачек. За десятилетие между революциями витебские бундовцы провели одно крупное политическое выступление в связи с киевским судебным процессом Бейлиса в 1913 г. В начале 1914 г. была создана Витебская объединенная организация РСДРП и Бунда. 28.04(11.05).1914 г. она была ликвидирована полицией и не успела развернуть широкую деятельность. В годы 1-й мировой войны в Витебске была небольшая группа бундовцев, которая концентрировалась вокруг Красного Креста и Еврейского общества трудовой помощи. В марте 1917 г. была восстановлена деятельность организации Бунда, а в мае 1917 г. она уже насчитывала 650 человек. Вместе с меньшевиками бундовцы заняли руководящие посты в Витебском совете рабочих и солдатских депутатов, а один из их лидеров Р.Аронсон возглавил Совет. Комитет Бунда враждебно встретил Октябрьскую революцию. На заседании городской думы 31.10(13.11).1917 г. бундовцы Витебска предложили резолюцию протеста против восстания в Петрограде и деятельности местной большевистской организации. Собрание членов комитета Бунда и Витебской объединенной организации РСДРП 1(14).11.1917 г. осудило выступление большевиков, потребовав создания коалиционной власти и проведения выборов в Учредительное собрание. К началу 1919 г. влияние бундовцев в Витебске резко уменьшилось. В городском совете из 128 их осталось 12. В 1921 г. Витебский комитет самоликвидировался (18).

В конце XIX - начале XX веков в Витебске было довольно сильно влияние сионистов. С 1901 г. сионистский лидер Григорий Брук занимал пост казенного раввина Витебска. Когда в конце 1919 г. Витебская организация раскололась на левых и правых, правые бундовцы пошли на союз с местной сионистской рабочей организацией. После Октябрьской революции председателем Витебских губкома РКП(б) и горсовета был Борис (Янкель-Берка) Абрамович Бреслав.

Во время Первой мировой войны Витебск стал транзитным пунктом для десятков тысяч евреев, изгнанных военным командованием России из Литвы. Несколько тысяч литовских евреев осело в это время в городе. В 1897-1917 гг. из Витебской губернии эмигрировало 47 тысяч евреев, главным образом, в США (19).

С конца XIX века Витебск становится одним из важнейших центров еврейской культурной жизни в пределах Российской империи. В историю не только еврейской, но и всей мировой культуры вошла Витебская школа-мастерская Иегуды Пэна, созданная в 1897 г. Эта частная школа рисования и живописи, которая действовала при мастерской Пэна, существовала более 20 лет (до 1918 г.). В этой школе-мастерской обучались сотни молодых людей. Почти все ученики Пэна - евреи, часто даже не знавшие русского языка. Среди его учеников - художники с мировой известностью. Это Марк Шагал, Соломон Юдовин, Осип Цадкин, Меер Аксельрод. Данный список может быть значительно расширен, и есть все основания говорить о витебской школе, имевшей свое собственное лицо, достаточно характерное, чтобы не затеряться в пестрой картине еврейского искусства России первой половины ХХ века.

Накануне Первой мировой войны активизировало свою работу Еврейское литературно-музыкальное общество. Его председателем был А.Г.Левинсон, товарищем председателя - А.Ю.Нейфах, секретарем - Я.С.Герштейн. В это же время председателем Общества любителей древнееврейского языка «Иврия» являлся И.А.Меламед, а секретарем - А.Шамбодал.

В 1906 г. в Витебске начал свою работу музыкально-драматический кружок М.В.Штейнберга. Здесь выступали русские скрипачи Л.Ауэр (1904) и М.Полякин (1917), а также американские скрипачи Я.Хейфец и Е.Цимбалист, русский певец Н.Фигнер. Витебску посвятили свои произведения композитор-любитель О.Крамер («Трамвайный марш», 1898 г.) и музыкальный деятель В.Мессман (вальс «Витеблянка», 1919 г.) (20).

В 1864-1900-х гг. в Витебске действовало 20 русских драматических антреприз и 18 товариществ артистов, среди них антрепризы М.Рашевского (1871) и Ф.Надлера (1887-1889).

В 1897-1900 гг. в Витебске гастролировали актеры братья Роберт и Рафаил Адельгеймы. Накануне гастролей Роберта Львовича Адельгейма билеты были проданы задолго до его приезда. В спектакле «Гамлет» он исполнял главную роль. Витебск взволнованно принимал талантливого артиста-трагика. Про него ходило много легенд и рассказов, поэтому каждому хотелось увидеть этого актера на сцене. Его Гамлет был отмечен лучшими знатоками шекспировской драматургии. У Роберта и Рафаила Адельгеймов были маленькие труппы, спектакли шли в сокращенном варианте. Это сосредотачивало внимание зрителей на главном персонаже спектакля. Адельгеймы хорошо знали, что ждет от них публика. Они великолепно владели секретами актерского мастерства, умением повергать зрителя в слезы глубоких переживаний, заставляя их страдать вместе с героем спектакля... Зрители были потрясены. Когда открылся занавес на поклон, зал взорвался оглушительными аплодисментами. Успех был полным (21).

Накануне Первой мировой войны у витебских евреев пользовались успехом спектакли отца и сына Фишзон, а также еврейской труппы в Летнем театре Д.Тихантовского.

Именно с Витебском связано начало творческой биографии художника с мировым именем, живописца и графика Марка Шагала. В 1906 г. он обучался живописи и рисованию в школе И.Пэна, затем учился в Петербурге и Париже. В 1914 г. Шагал возвратился в Витебск и женился на Белле Розенфельд, сыгравшей большую роль в жизни художника. В 1918 г. он назначается уполномоченным (комиссаром) по делам изобразительного искусства в Витебске и Витебской губернии. Он занимается оформлением народных празднеств, организует местный художественный музей. В 1919-1920 гг. Шагал руководит организованным им Витебским народным художественным училищем. В училище в качестве преподавателей работали М.Добужинский, Р.Фальк, К.Малевич, И.Пэн, Л.Лисицкий и др. В 1920 г. из-за разногласий с некоторыми преподавателями училища М.Шагал навсегда покидает Витебск и переезжает в Москву.

Первые еврейские благотворительные общества появились в Витебске в середине XIX века. В очерке известного краеведа А.М.Сементовского, опубликованном в «Памятной книжке Витебской губернии на 1865 год», есть такие строки: «Евреи за редким исключением вовсе не принимают участие (в общегородской благотворительной деятельности - Э.И.). Они имеют свои собственные благотворительные учреждения, действующие с полным успехом <...> Братство погребателей - Хевра Кадиша в Витебске два: одно для первой и второй частей города, другое для третьей части».

Витебские евреи занимались благотворительностью. Так, в 1880-х годах в Совет Витебской городской ремесленной школы, который насчитывал 12 человек, входили четыре еврейских купца: Л.А.Элинзон, А.М.Гинзбург, З.Ю.Керлин и Г.Ш.Шейнин. В 1909 г. членом правления Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Витебской гимназии был Г.Б.Герцберг, одним из двух членов богадельни Витебского мещанского общества являлся Ш.А.Файвинов, тремя из четырех попечителей этого общества были К.В.Фрадкин, М.Г.Шалыт, Д.Б.Яхнин.

В конце XIX - начале XX веков в Витебске появились и новые благотворительные организации. В 1913 г., например, их было десять: погребальное еврейское братство (председатель - М.Л.Гинзбург), общество пособия бедным евреям 1-й, 2-й и 3-й частей города (председатели - Я.Г.Юдин, А.Л.Ривкин, Ш.И.Меклер), пособия бедным больным евреям (председатель - И.С.Каган), вспомоществования еврейским учителям и меламедам (председатель - И.А.Меламед), общество вспомоществования нуждающимся учащимся коммерческого училища (председатель - А.Ю.Берлин), общество трудовой помощи евреям имени покойной купчихи Х.Понизовской (председатель - Г.Я.Брук), Витебские отделения Петербургских обществ охранения здоровья еврейского населения и общества распространения просвещения среди евреев России (председатели - Е.С.Ривкин и Я.Г.Юдин) (22).

В течение многих лет в Витебске работала еврейская больница и при ней богадельня. Опубликованные отчеты о медицинской и хозяйственной деятельности Витебской еврейской больницы и богадельни за 1912-1913 гг. дают представление об этих учреждениях.

Главный корпус еврейской больницы находился в двухэтажном кирпичном здании на улице Генеральной (сейчас здесь размещается станция «Скорой медицинской помощи» - Э.И.). Инфекционное отделение Витебской еврейской больницы размещалось в деревянном и каменном флигелях, соединенных коридором. В каменном здании находились амбулатория, аптека, родильное отделение и квартиры для служащих. Еще одно каменное здание занимали подсобные службы - баня, прачечная, склады. В специальном помещении размещались машинное отделение - «динамо» - и рентгеновский кабинет. Общая площадь всех зданий составляла 960 квадратных саженей. В течение 1912 г. в Витебской еврейской больнице была оказана стационарная помощь 999 больным, в том числе 365 мужчинам, 436 женщинам и 198 детям, а в течение 1913 г. - 1486 больным (543 мужчинам, 675 женщинам и 268 детям). Надо отметить, что среди них были не только евреи. Так, в 1912 г. 14,1% больных составляли христиане, а в 1913 г. - 14,4%. Амбулаторный прием производился одновременно четырьмя врачами по всем специальностям. Благодаря помощи городского самоуправления, всем приходящим больным (без различия вероисповедания) бесплатно выдавались на дом лекарства.

Из отчета по богадельне при Витебской еврейской больнице за 1913 г. видно, что в отдельном деревянном здании богадельни содержался 31 человек, из них 11 мужчин, 19 женщин и один ребенок.

Многие состоятельные граждане считали своим долгом жертвовать значительные денежные суммы на содержание больницы, амбулатории и богадельни. Среди них были И.В.Бертенсон, наследники С.И.Адлера, М.Б.Богуславский, З.Бессмертный, П.Ш.Каган и др. Их пожертвования составили неприкосновенный капитал - 6600 рублей. За 1913 г. более скромные пожертвования сделали свыше 55 человек на сумму 2920 рублей. Старшим врачом Витебской еврейской больницы являлся всеми уважаемый в городе врач Л.Иссерсон. Кроме него, в больнице работали высококвалифицированные медики Я.Беленький, Г.Лившиц, Л.Янкерсон (23).

Финансовым источником деятельности Витебского отделения общества распространения просвещения среди евреев России были исключительно членские взносы, пожертвования, доходы от лекций и вечеров. К расходам общества следует отнести выдачу пособий нуждающимся учащимся-евреям различных городских учебных заведений. Так, в 1912 г. было выдано 123 пособия учащимся еврейского начального училища, 30 - еврейского народного училища, 14 - коммерческого училища, 85 - прогимназии Хавкиной, 33 - прогимназии Давыдовой, 36 - гимназии Варвариной, 94 - гимназии Черновой, 59 - Мариинской и 49 - Алексеевской государственных женских гимназий (24). Первые годы существования Витебского отделения общества его возглавлял Д.Финкельштейн. С 1912 г. председателем был Я.Г.Юдин, его заместителем - Л.И.Якерсон, секретарем - В.Г.Шейнин.

В 1909 г. в Витебске имелись две синагоги, возраст одной из которых превышал 100 лет, и 60 молелен, почти все хасидские. В одной из молелен находилась старинная Тора, изящно написанная около 300 лет тому назад и поднесенная императору Николаю II во время его проезда через город. В Заручевской хоральной синагоге литургии вели канторы Преображенский и Нахбо. В Йом-Кипур услышать в их исполнении Кол Нидру приходили и верующие, и атеисты, и евреи, и неевреи.

В первом десятилетии ХХ века в Витебске существовали два братства, три Талмуд-Торы, два мужских училища, из которых одно было казенным, с ремесленным отделением. Кроме того, в городе имелись три женских еврейских училища и вечерние курсы. Коробочный сбор достигал 25000 рублей.

С установлением советской власти начался упадок еврейской общины Витебска. Тысячи евреев, переселившихся в Витебск из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили город. В 1923 г. в Витебске проживало 90 918 человек, из них 39 714 евреев. В 1926 г. жило 98 808 человек, в том числе 37 013 евреев (около 37,5% населения). В 1921 г. в городе открылся еврейский педтехникум. До 1923 г. в Витебске издавалась газета «Дер ройтер шторм», орган еврейской секции ЦК Компартии Белоруссии. В 1921 г. были закрыты хедеры, а несколько синагог были переданы в собственность государства.

Таким образом, евреи сыграли видную роль в экономическом, политическом и культурном развитии Витебска в 1880-х - 1920-х годах.

 

1. История евреев в России. Т.1. М., 1914. С.1.

2. Еврейская энциклопедия. Т.5. СПб., б/д. С.639.

3. Памятная книжка Витебской губернии на 1898 год. Витебск, 1898. С.97.

4. Памятная книжка Витебской губернии на 1884 год. Витебск, 1884. С.164.

5. Памятная книжка Витебской губернии на 1885 год. Витебск, 1885. С.194.

6. Памятная книжка Витебской губернии на 1905 год. Витебск, 1905. С.3.

7. Памятная книжка Витебской губернии на 1887 год. Витебск, 1887. С.158.

8. Еврейская энциклопедия. Т.5. С.645-646.

9. Памятная книжка Витебской губернии на 1898 год. С.98.

10. Еврейская энциклопедия. Т.5. С.646.

11. Памятная книжка Витебской губернии на 1910 год. Витебск, 1910. С.128.

12. Национальный исторический архив Беларуси (далее - НИАБ), ф.1430, оп.1, д.42231, л.4.

13. Памятная книжка Витебской губернии на 1908 год; Памятная книжка Витебской губернии на 1909 год; Памятная книжка Витебской губернии на 1910 год; Памятная книжка Витебской губернии на 1914 год. С.86-87.

14. Памятная книжка Витебской губернии на 1910 год. С.44-45.

15. Памятная книжка Витебской губернии на 1886 год. Витебск, 1886. С.59.

16. НИАБ, ф.2506, оп.1, д.60, л.3.

17. НИАБ, ф.2506, оп.1, д.208, л.12, 15.

18. Агурский С. Еврейский рабочий в коммунистическом движении (1917-1921). Мн., 1926; Аронсон Г. Россия в эпоху революции: Исторические этюды и мемуары. Нью-Йорк, 1966; Пинсон Б.Д. Большевики в Витебске. 1922; Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Мн., 1994. Т.2. С.315, 337.

19. Еврейское население России по данным переписи 1897 г. и по новейшим источникам. Петроград, 1917. С.6.

20. Витебск. Энциклопедический справочник. Мн., 1988. С.52.

21. Лисневский И.Е. В театр иду, как в храм. Страницы театральной Беларуси. Мн., 1997. С.75-76.

22. Памятная книжка Витебской губернии на 1914 год. Витебск, 1914. С.80-83.

23. Медицинский и хозяйственный отчет Витебской еврейской больницы и богадельни за 1913 год. Витебск, 1914. С.3-21.

24. Подлипский А. Помоги ближнему // Мишпоха (Витебск). 1995. №1. С.65-66.

 

Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 27-33.

 
На главную
Сайт обновлен в 2008г. за счёт средств гранта Европейского Союза





© 2003-2008 Marc Chagall Museum
based on design by Alena Demicheva